не откладывайте! ждем-с
Доспутниковая филателия (до 04.10.1957)
Сообщений 331 страница 360 из 526
Поделиться3322017-04-07 22:48:38
Рассматривая тему доспутникового периода астрофилателии, нельзя пройти мимо филателистических материалов, в той или иной мере затрагивающих деятельность отцов-основателей космонавтики. Именно их усилиями, индивидуальными и в составе коллег-единомышленников земляне получили возможность выйти в космическое пространство. Перечисление этих имён, необходимое для истории космонавтики, само по себе выпадает из тематики данной книги. В нашем случае следует остановиться только на тех учёных и конструкторах, которые смогли оставить след в филателии. Причём – в официальных выпусках почтовых ведомств. И причем – до 4 октября 1957 года. К примеру, личности Сергея Павловича Королёва может быть посвящена не один десяток коллекций марок и почтовых конвертов. Но его изображение и само упоминание имени С.П.Королёва появилось в открытой печати только после его смерти 1966 году, т.е. спустя 8 лет после начала космической эры.
И хотя, у коллекционеров имеются письма и документы, подписанные С.П.Королёвым до 4.10.1957, но на них нет ИЗОБРАЖЕНИЯ Главного Конструктора и, по-скольку и конверты или письма, написанные рукой С.П.Королёва не относятся к официальным почтовым выпускам, поэтому такие материалы также находятся вне нашего поля рассмотрения. В то же время такие материалы могут являться украшениями любой коллекции астрофилателии.
И такая же ситуация сложилась не только в отношении С.П.Королёва, но и других учёных. Чтобы не оставаться голословным, ниже я привожу список (конечно, же весьма неполный) учёных и конструкторов, основателей космонавтики, в отношении которых мной проводился поиск любых филателистических выпусков доспутникового периода. Данный список необходим также и потому, что, хотя, некоторые учёные и оставили заметный след в истории развития науки/ технике и изображения их имеются на почтовых документах «доспутникового» периода, однако отношения непосредственно к космонавтике, они не имеют или имеют косвенное. Например, к таким материалам можно отнести почтовые открытки еще довоенного периода, прошедшие почту, с изображением народовольца Н.И.Кибальчича. Впрочем, для некоторых филателистов необходимость включения Николая Ивановича Кибальчича в перечень основоположников космонавтики несомненна. Так, Е. П. Сашенков утверждал в своей книге [1] на странице 19, что «Русские ученые сделали свое отечество родиной космонавтики. «Первыми пионерами и застрельщиками были: Кибальчич...», – так писал К. Э. Циолковский, признавая самым первым своим предшественником известного русского революционера…».
Поэтому, возвратимся к списку про-смотренных учёных-основоположников космонавтики, не претендуя на его полноту:
- Россия, СССР (Циолковский, Королёв, Цандер, Штернфельд, Кондратюк/Шаргей, Лангемак, Клеймёнов, Тихонравов);
- США, (Годдард);
- Германия (Оберт, фон Браун, Тиллинг);
- Франция (Эсно-Пельтри).
Просматривая достаточно обширный филателистический материал, посвященный этим выдающимся деятелям науки и техники, мне удалось найти лишь двух учёных, изображения которых появилось на почтовых документах «доспутникового» периода. Речь идёт о К. Э. Циолковском и Роберте Эсно-Пельтри. В то же время, этот весьма короткий список при дальнейших изысканиях вполне может оказаться неполным.
Завтра продолжу....
Поделиться3332017-04-17 23:19:17
Про Циолкоского писать не буду. Есть отдельная ветка, да и материалы доспутникового периода, посвященные КЭЦ, всем достаточно хорошо известны.
А вот насчет Эсно-Пельтри - другое дело. Сама личность этого выдающего ученого и инженера у нас мало популяризирована. И мало кто знает о его вкладе в космонавтику и о том, что материалы с его изображением достаточно часто в свое время появлялись на филателистическом горизонте ещё в доспутниковый период.
Немного из готовящейся книги ...
" Он заслужил известность ещё в 1906 году, когда он. приступил к конструированию своего первого моноплана, каркас которого состоял из металлических элементов; эту работу он заканчивает в 1907 г."
Именно благодаря полёту, который он сам совершил на сконструированном им же моноплане, он получил всеевропейскую известность. Было выпущено куча открыток с изображением Эсно-Пельтри. Конечно, марок не было и появившиеся картмаксимумы не выдерживают никакой критики. Но всё же, всё же:
У меня в коллекции есть и другие картмаксимумы с с изображением Эсно-Пельтри 1908-1909 года. Но смысла их показывать особого не вижу. Факт тот, что их много.
Некоторые из многочисленных приспособлений и устройств, проектировавшихся Эсно-Пельтри, нашли применение в ФАУ-2 и в американских ракетах типа Викинг (производных от ФАУ-2). Таково, например, сопло, подвешенное на карданном подвесе, о котором сообщалось в докладе Эсно-Пельтри в 1927 г.
Поделиться3342017-04-21 21:06:11
8-го июня 1927 г. Эсно-Пельтри представляет в Сорбонну второй доклад «Исследование при помощи ракет верхних слоев атмосферы и возможность межпланетных сообщений». Первый был представлен научному сообществу ещё в 1912 году. Во втором докладе он очень тщательно уточняет теоретические данные, в частности, относящиеся к значению скорости истечения газов и соотношению начальной и конечной масс, а также излагает теорию расширения газов в сверхзвуковом реактивном сопле. Именно благодаря своим выдающимся теоретическим работам Эсно-Пельтри наряду с Циолковским является родоначальником теоретической космонавтики.При этом следует учесть, что о работах Циолковского ему ничего не было известно!!
Вслед за этим он приступает к конструированию ракеты, предназначенной для запуска в стратосферу, и продолжает многочисленные разработки различных видов жидкого топлива, но, к несчастью, он располагает совершенно недостаточными средствами. Тем не менее и на этом поприще он добивается интереснейших результатов, в частности, именно им было предложено жидкое монотопливо, которое одновременно является и окислителем и восстановителем (как-нибудь напишу об этом позже).
Вот еще один картмаксимум с монопланом Эсно - Пельтри 1909 года. За штурвалом можно разглядеть и самого изобретателя. Его выдают характерные усики.
Поделиться3352017-05-30 23:17:20
Известны 2 сопроводительных штемпеля доспутникового периода с изображенной на них ракетой. Не знаю (не уверен) в статусе сопроводительных штемпелей. Поясните, плизззз.
В книге-то всё равно их упомяну и покажу, но хотелось бы пограмотней ( с точки зрения ФИП) текст к ним присобачить.
Поделиться3362017-06-03 20:08:34
Первый конверт ранее уже был показан К.Е.Зайцевым. У меня есть почти такой же конверт, но качества похуже. На конверте виден оттиск сопроводительного штемпеля с изображением ракеты:
Гашение сентября 1946 года. но относятся ли эти , безусловно редкие, материалы, к доспутниковому периоду астрофилателии? Для меня лично - это вопрос. Даже формат ракетной почты спорен, поскольку штемпель - сопроводительный.
Поделиться3372017-06-03 20:18:40
Ещё более непонятна принадлежность конверта Кубы 1955 года :
Понятно, что кубинцы все филателистические материалы с изображением ракеты старались приурочить к выпуску у них единственной официальной почтовой марки ракетной почты 1939 года. Но иногда они перегибали палку, как например, в случае с аэрограммой января 1957 года. Если вы помните, тогда ракета была изображена на фоне звёзд - чисто астрофилателистический выпуск. Здесь тоже косяк: ракета летит , пусть не среди звёзд, но над Кубой - почтовые ракеты так летать не могут. Да и оперение ракеты явно не почтовое, а что-то близко к боевым или даже космическим. Но штемпель-то сопроводительный!! Вот что меня смущает. Статус гашения! Ваше мнение ?
Отредактировано Leotihid (2017-06-03 20:20:00)
Поделиться3382017-06-03 20:50:51
Мне лень заниматься точным переводом, но все указывает на РЕАКТИВНУЮ АВИАЦИЮ - и текст, и надписи.
Конечно, реактивный самолет - предтеча ракеты, в том числе и космической, но не стоит слишком увлекаться!
Но это мое личное мнение! Кроме того, я лично негативно отношусь к "клубным" космическим конвертам, но некоторые, в основном "пионерские", уважаю, но в меру!
Поделиться3392017-06-03 20:53:33
Полностью с Вами согласен. Такие вещи только "загрязняют" тему доспутниковой филателии. Но не упомянуть о них тоже было бы неправильно.
Поделиться3402017-06-15 23:05:26
Ещё один спорный конверт. 1946 год, Голландия. Конверт ракетной почты, правда, прошедший и обычную почту. Вроде бы ничего особенного - не доспутниковый период, поскольку ракетная почта и астрофилателия, хоть и близкие, но разные направления. Но!
Каше конверта - прямо указывает на будущее развитие именно космонавтики, а не ракетной почты. Ракета среди планет солнечной системы !! Сразу, скажу, что понимаю,что ни марки космической нет , ни гашения нет соответствующего, но всё же, всё же.
Согласитесь, конверт - симпатяга. Поэтому и вспомнил про него.
Отредактировано Leotihid (2017-06-15 23:05:56)
Поделиться3412017-06-20 22:38:05
Вернемся к карточкам WIPA 1933. Я уже писал, что карточки WIPA 1933 с нанесенным на левую сторону изображением ракеты могут быть как с напечатанной маркой (Postal Stationery), так и чистыми, без марок. Марки и виньетки в этом случае наклеивались самими филателистами. Так вот,если подходить достаточно строго, то почтовые карточки с космическим сюжетом, но с напечатанными разными марками – это РАЗЛИЧНЫЕ филателистические выпуски. Таких вариаций карточек было несколько десятков. Различные источники сообщают о 20 или даже 30 вариациях карточек Postal Stationery. Поэтому собрать полную коллекцию открыток Postal Stationery с космическим сюжетом и погашенных всеми специальными штемпелями выставки – вряд ли посильное дело даже для опытного филателиста. Понимаю, что собрать их все невозможно, но стремиться к этому надо!
У меня в коллекции было 6 различных изображений Postal Stationery WIPA 1933 с космическим сюжетом (изображений, а не карточек!). И вот на днях уважаемый формчанин "rev1957" прислал мне ещё одну такую карточку, всего вторую в моей коллекции. Хочу еще раз поблагодарить Евгения Владимировича и поделиться своей радостью от её приобретения с другими филателистами.
Кстати, если у кого есть такие карточки Postal Stationery WIPA 1933 , выложите их, плзззз.
Поделиться3422017-07-29 14:08:49
Накопилось довольно много нового материала по доспутниковой филателии. Решил кое-что выставить для любителей этого направления.
Сразу оговорюсь, что текстовый материал - из интернета. Филателистический материал взял на забугорных сайтах и выставленных забугорных коллекциях. Авторы коллекций показывали интереснейший материал, часто не систематизируя и не связывая его с темой доспутноковой астрофилателии.
"Осенью 1947 года в Уайт Сандс появилась еще одна новая ракета — «Аэроби». Начало ее созданию было положено в лаборатории прикладной физики Университета Джона Гопкинса. Физик Джеймс Ван Аллен был членом научной команды, которая ис-пытывала трофейные ракет Фау-2 после войны на ракетном полигоне Уайт Сэндз. Ван Аллен работал в лаборатории приклад-ной физики университета Джона Гопкинса, а также был руководителем высотной исследовательской группы и осуществлял оперативное руководство производством геофизических ракет в рамках университета им.Джона Хопкинса. В ходе испытаний ему стало понятно, что ракеты «Фау-2» были слишком тяжелы и избыточно сложны для проведения исследований верхних слоёв атмосферы.
Работу команды Ван Аллена фи-нансировало артилле¬рийско-техническое управление ВМС США, непосредственно конструирование осущест¬влялось фирмой «Аэроджет» и «Дуглас Эйр¬крафт» («Douglas Aircraft»). В ракете была использована ком-поновочная схема ракеты «ВАК-Корпорал», то есть схема жидкостной ракеты со стаби-лизаторами и стартовым ус¬корителем на твердом топливе, но без сис¬темы наведения. Ракета «Аэроби» имела длину около 5,7 метра (без ускорителя) и диаметр 381 миллиметр [9]."
К испытаниям на полигоне Уайт Сандс ракета «Аэроби» была готова осенью 1947 года. Этапы подготовки ракеты «Аэроби» можно проиллюстрировать следующим ин-тересным почтовым экспонатом - почтовой карточкой радиообмена QSL.Почтовые карточки радиообмена QSL - это карточки документального подтвержде-ния факта проведения сеанса радиосвязи (QSO) между двумя радиолюбителями. Наряду с картмаксимумами и КПД, почтовые карточки радиообмена QSL являются «пасынками» филателии, в выставочных экспонатах существует негласный лимит на их использование.
Отредактировано Leotihid (2017-07-29 14:25:54)
Поделиться3432017-07-29 14:25:23
И хотя на представленной карточке QSL показана не ракета «Аэроби», а ракета «Фау-2», однако дата гашения карточки, 25 сентября 1947 года – это дата первых огневых испытаний ракеты «Аэроби».
Первая ракета «Аэроби» была запущена, после предварительного запуска трех макетов, 24 ноября 1947 года. Вследствие большого рысканья через 35 секунд полета пришлось по радио «отсечь» двигатель для того, чтобы избежать приземления ракеты за пределами полигона. В результате этого максимальная высота составила всего лишь 58 километров. Второй пуск ракеты «Аэроби» состоялся 5 марта 1948 года и прошел весьма успешно. Приборы для измерения направленной интенсивности и углового распределения космических лучей были подняты на высоту 113 километров, что дало возможность получить новые научные данные. В апреле был осуществлен еще один запуск на такую же высоту. При этом удалось произвести замеры магнитного поля Земли. Четвертая ракета была оборудована аэрофотокамерами и запущена 26 июля 1948 года. Полет и на этот раз протекал нормально, максимальная высота составила свыше 110 километров[9].
Честно говоря, я не ожидал, что мне удастся найти что-либо, кроме карточек радиообмена по первым стартам Аэроби. Однако, нашлось!
На сайте любителей астрофилателии Швейцарии выставлено довольно много коллекций. И в одной из них я с интересом обнаружил вот такой материал:
Нижний конверт на листе экспоната прямо отсылает к экспериментальным запуском Аэробии , хотя изображения самой ракеты на каше конверта нет. А вот на верхнем конверт весьма смутно, но всё-таки различима ракета Аэробии. Каше отвратительного качества. Я на делькампе нарыл получше изображение, но всё-равно плохое:
Отредактировано Leotihid (2017-07-29 14:28:29)
Поделиться3442017-07-29 20:51:53
Рассматривая тему доспутникового периода астрофилателии, нельзя пройти мимо филателистических материалов, в той или иной мере затрагивающих деятельность отцов-основателей космонавтики. Именно их усилиями, индивидуальными и в составе коллег-единомышленников земляне получили возможность выйти в космическое пространство. Перечисление этих имён, необходимое для истории космонавтики, само по себе выпадает из тематики данной книги...
Если Вы решите копать глубоко, то стоит вспомнить о двух группах немецких учёных - военных и гражданских. Первая группа уехала в США во главе с фон Брауном, кто-то сам, а кого-то вывезло условно добровольно командование США. И вторая группа набрана и вывезена условно добровольно командованием СССР. Об этих группах подробно пишут в своих книгах Пишкевич и Первушин со списком фамилий. Возможно существуют их письма и ПК в Германию, другие страны. Может быть они сами попали на ПК.
Поделиться3452017-07-29 21:30:05
Спасибо за интерес к теме, Евгений! Но тему обозначил не я а Костя Зайцев: в "доспутниковую " астрофилателию попадают ТОЛЬКО материалы с ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ракет, спутников в космосе. Исключение - портреты или изображения основоположников космонавтики. Поэтому даже письмо, отправленное С.П.Королевыв, в эти узкие рамки не попадет. Тот аспект, который Вы упомянули, никак не может быть проиллюстрирован отечественными материалами, их просто не было. А вот какие-нибудь опытные полеты ракет ФАУ есть на американских конвертах. Я их уже показывал на этой ветке и ещё покажу. Да, действительно, можно частично проиллюстрировать деятельность "немецких учёных - военных и гражданских " в доспутниковый период, но только материалами США.
Поделиться3462017-07-29 22:02:19
Если Вы решите копать глубоко
тут дело не в копании, а в планомерной проработке темы... а чем дальше в лес, тем .... (ну кому-что нравится
Но тему обозначил не я а Костя Зайцев
Костя Зайцев давно не показывается не только в этой теме, но и на форуме в целом, и я бы предложил, учитывая Ваш вклад и участие в теме, передать Вам бразды правления оной. Вы делаете очень интересные посты, не смотря на то что тема совсем не моя - читаю с удовольствием!
Поделиться3472017-07-29 22:17:40
Спасибо, Илья. Я также как и Вы , с удовольствием читаю любой материал по доспутниковой астрофилателии. И размеры темы могут резко расшириться, если её не ограничивать. Скажем так, понятно, что без отработки технологии выживания стратонавтов в гондолах эпоха пилотируемой космонавтики отодвинулась бы от даты 12 апреля 1961 года. Стратосферные полёты - это тоже часть астрофилателии, по моему мнению/ Но , с другой стороны, это своя интересная тема. Или тема разработки ракетного топлива. Не конструкции ракет, а топлива, т.е. того, без чего ракета в принципе - металлолом. Тоже интересная тема (для меня, как химика, особенно). Или станции слежения.... Но нельзя объять необъятное.
Поэтому давайте остановимся на кратком, но точном изложении темы, предложенной Костей Зайцевым:
Прошу помещать ЛЮБЫЕ Выпуски, которые можно отнести к доспутниковой фиателии - с изображением ракет, спутников... ДО 4 ОКТЯБРЯ 1957 года.
Я для себя её в книге сформулировал так:
" Итак, космические исследования и космические полеты, осуществляемые с помощью ракет выше линии Кармана (100 км) являются той конкретной областью космической филателии, которая выделена автором как предмет монографии. С конкретными временными ограничениями – до 4 октября 1957 года. Именно такие материалы подпадают под термин «доспутниковый период космофилателии»."
Поделиться3482017-10-04 22:04:21
Ещё один любопытный филателистический сувенир. Обнаружил его на просторах интернета в (3-х!!) различных коллекциях! Что самое забавное, адресат один и тот же. Конверты посвящены испытаниям американцами трофейной ракеты Фау-2 17 декабря 1946 года. Ракета тогда преодолела линию Кармана, т.е. побывала в космосе, следовательно, этот сувенир можно ( с некоторыми оговорками, конечно) отнести к доспутниковому периоду.
Отредактировано Leotihid (2017-10-05 00:02:42)
Поделиться3492017-10-18 14:29:57
Интересная информация по марке Монако 1956 г ( Michel № 545) с надпечаткой нового номинала цены (30 fr) и заретушированной надписью «timbre taxe». Филателисты знают, что с надпечатками имеют место быть определенные казусы. То случится пропуск надпечатки, то она окажется не в том месте и т.д. и т.п.
Не минула сия участь и выпуск доплатных марок Монако 1953 г. При осуществлении надпечаток на марках этой серии, известны случаи, в которых ретуширующая надпечатка скошена настолько сильно, что надпись «timbre taxe» остается нетронутой и марка, таким образом, остается доплатной, но уже с новым номиналом. Известны перекосы не только по высоте, но и по углу, двойные надпечатки, цветовые оттенки надпечаток, пропуск надпечатки, абкляч ( есть и такие!).
Ниже вашему вниманию представлена одна из редкостей – двойная надпечатка.
К слову, на делькампе стоимость её составляет 400 евро.
Поделиться3512017-11-17 23:44:09
Обнаружил вот такую марку. Бразилия 1948 год (Михель № 726). Название нейтральное, к космосу ни Михель, ни Лоллини не относят. Мнение форумчан?
Я бы тоже её к космосу не относил: "Международная выставка промышленности и коммерции"
Поделиться3522017-11-18 02:44:34
Обнаружил вот такую марку. Бразилия 1948 ...
Небольшое разрешение не позволяет рассмотреть, что это за фаллический символ в центре шарика?
Если это ракета, тогда, точно, космос.
А если ракеты нет, тогда линии, напоминающие орбиты, ещё ни о чём – им толкований может быть немерено.
Например, они могут символизировать коммерческие связи по всему миру ...
Поделиться3532017-12-20 20:56:41
С момента выставления на нашем форуме последнего бесспорно космического доспутниковского материала прошло довольно много времени. Форумчане должны понимать, что находить"новые" материалы становится всё труднее и труднее. В то же время поиск показывает, что этих, ещё не показанных материалов достаточно много.
Но обо всём по порядку. Вашему вниманию представляется конверт с выставки WIPA 1933. такой конверт уже ранее выставляли и К.Е.зайцев и я. Но те конверты, были мягко говоря "неколлекционной кондиции". Форумчанин rev1957 прислал мне аналогичный конверт "коллекционного" качества. Чем я и хвастаюсь:
Далее покажу Вам карточку Японии 1951 года с символикой. Но ракета вполне различима:
А теперь о материалах которые вроде существуют, но у меня их нет. Может у кого нибудь из вас есть или знаете как найти их изображение.
Поделиться3542017-12-20 21:12:43
А теперь о материалах которые вроде существуют, но у меня их нет. Может у кого нибудь из вас есть или знаете как найти их изображение.
1948 год. 10-12 ноября. В штате Техас, г. Сан-Антонио в школе авиационной медицины проводился первый симпозиум, по-священный аэромедицинским проблемам космических путешествий. Был конверт, выпущенный энтузиастами. Возможно, даже франкирован маркой «100-летие Форта Блисс».
1948 год. 20 декабря. Вашингтон. Первый доклад министра обороны США Дж.Форрестола, в котором указывается, что США включаются в работы, связанные с запуском Искусственного Спутника Земли. В докладе, подготовленном исполнительным секретарём «Департамента Исследований и Разработок» указывается, что «программа запуска Искусственного Спутника Земли, которые проводятся независимо каждой военной службой» будет далее согласовываться Центральным Департаментом. Это фактически первое упоминание в официальных документах сочетания «Earth Satellite»/ «Искусственный Спутник Земли. Отправление из г.Вашингтон 20 декабря 1948 год, франкированное маркой «100-летие Форта Блисс», безусловно может быть отнесено к доспутниковой филателиии.
14 июля 1949 года. На борту очередной ракеты «Фау-2», запущенной с полигона Уайт-Сэндс, находилась обезьяна Альберт II Как и годом раньше подопытное животное живым на Землю вернуть не удалось Правда, на этот раз причиной гибели обезьяны стал удар о поверхность при приземлении. Ракета достигла высоты 133 километра. Был конверт.
16 сентября 1949 года. На борту «Фау-2» совершило полет еще одно подопытное живот-ное – обезьяна Альберт III. Как и второй Альберт, третий погиб при ударе о земную поверхность.Был конверт.
8 декабря 1949 года.Первое живое существо благополучно вернулось на Землю. Им стала обезьяна Альберт IV. А обеспечило благоприятный исход специальное кресло, созданное для того, чтобы компенсировать удар о Землю. Был конверт.
Я не утомил? Один конверт у меня есть: от 11 июня 1948 года с Альбертом 1. Обезьянка тогда взлетела на 62 км (погибла от удушья при разгерметизации). А вот остальных - нет. А ведь это ещё только 40-е гг.
Поделиться3562018-01-26 18:32:44
Интересная информация по марке Монако 1956 г ( Michel № 545) с надпечаткой нового номинала цены (30 fr) и заретушированной надписью «timbre taxe». Филателисты знают, что с надпечатками имеют место быть определенные казусы. То случится пропуск надпечатки, то она окажется не в том месте и т.д. и т.п.
Не минула сия участь и выпуск доплатных марок Монако 1953 г. При осуществлении надпечаток на марках этой серии, известны случаи, в которых ретуширующая надпечатка скошена настолько сильно, что надпись «timbre taxe» остается нетронутой и марка, таким образом, остается доплатной, но уже с новым номиналом. Известны перекосы не только по высоте, но и по углу, двойные надпечатки, цветовые оттенки надпечаток, пропуск надпечатки, абкляч ( есть и такие!).
Ниже вашему вниманию представлена одна из редкостей – двойная надпечатка.
К слову, на делькампе стоимость её составляет 400 евро.
Ещё одна двойная надпечатка. И что удивительно, продавец тот же, заоблачная цена - та же. Но надпечатка явно из другого листа...
Впрочем, продавец утверждает, что эта редкость продаётся с сертификатом подлинности. Не знаю, что и думать. Уж слишком много совпадений.
Поделиться3572018-01-29 18:16:01
Интересный , но довольно малоизвестный эпизод освоения космоса в доспутниковый период и практически не отраженный в филателии.
Концепция «Рокун» (Rockoon, Rocket on Balloon — ракета на воздушном шаре) была предложена М.Льюисом (M.L.Lewis), С.Сингером (S.Singer) и Дж. Халворсоном (G.Halvorson) в марте 1949 г., в процессе проведения экспериментальных пусков ракет Aerobee с корабля ВМС США Norton Sound. Основная идея состояла в том, чтобы поднять зондирующую ракету в верхние слои атмосферы на высотном воздушном шаре (стратостате). При достижении максимальной высоты ракета запускалась автоматически или по радиосигналу, прорываясь вверх прямо сквозь оболочку шара.
Группа ученых из Университета штата Айова под руководством Джеймса Ван Алена исследовала природные явления, связанные с распространением космической радиации, в районах магнитных полюсов Земли.В частности, в августе-сентябре 1952 г. было запущено несколько ракет с корабля береговой охраны США Cutter East Wind. «Рокун», неподвластный качке и способный доставить 11 кг (25 фунтов) приборов на высоту более 80 км (50 миль) при взлете с легкого судна, представлялся относительно простым и многообещающим вариантом достижения рекордных высот ТВЕРДОТОПЛИВНЫМИ ракетами небольшой размерности.
На фото : Ван Ален с такой ракетой.
Кроме фотографий, я нашел много информации, что Ван Алену удалось с помощью системы"Рокун" преодолеть линию Кармана, т.е. выйти в космос и получить ценнейшие научные данные. Но вот в филателии этот эпизод практически не был отражен. Единственное исключение: лист экспоната швейцарского филателиста Б.Бахман с одним конвертом, посвященным 10-летию начала запусков пластиковых стратостатов «Скайхук».
Более подробно можете посмотреть в интернете, например:https://history.nasa.gov/SP-4401/ch4.htm
Но программа "Рокун" этим не закончилась.
Поделиться3582018-02-02 15:13:54
Продолжу.
Концепция «Рокун» эволюционировала в проект «Фарсайд» (Farside — обратная сторона Луны). Заказчиком выступил Научно-исследовательский отдел ВВС США (Air Force Office of Scientific Researche), исполнителем работ — фирма Аегоnutronic Systems, Inc., разработчиком научных приборов — Университет шт. Мэриленд.
Майк Фостер , Курт Стелинг и Раймонд Миссерт (По другим данным, одним из трёх авторов, предложивших пускать ракеты в космос с аэростатов, был Фред Зингер) на Международном конгрессе по астронавтике в Риме в 1956 г. предложили применить для исследования околоземного пространства трехступенчатую твердотопливную ракету, осуществив ее запуск на высоте 21 км с гигантского аэростата «Скайхук» (Skyhook) емкостью 112 тыс м3.
Чуть позже (в самом начале 1957 года) те же специалисты предложили «Высотный запуск малого орбитального носителя» (High-Altitude Launching of Small Orbit Vehicle) с аэростата объемом 85 тыс м3 на высоте 24–32 км. Первая ступень — связка четырех ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) тягой 27,2 тс и массой 5440 кг — работала 7–8 сек, создавая начальное ускорение 9 единиц. Вторая ступень — жидкостная, массой 567 кг; тяга ЖРД — 1,8 тс в течение 80 сек. РДТТ третьей ступени развивал тягу 0,9 тс в течение 20 сек. По проекту, РН могла вывести спутник массой 22,7 кг на орбиту с перигеем 320 км.
В проекте «Фарсайд» старт космической ракеты осуществлялся сквозь оболочку высотного аэростата.
На первом этапе предполагалось поднять полезный груз (ПГ) на высоту порядка одного радиуса Земли (~6370 км). Для этого «носовой конус» должен был достичь скорости более первой космической. ПГ имел массу 1,4–3,6 кг и содержал набор датчиков, замкнутых на телеметрический передатчик. Ракета «Фарсайд-1» представляла собой твердотопливную четырехступенчатую комбинацию из десяти РДТТ, которая поднималась для запуска аэростатом «Скайхук» объемом 106 тыс. м3 на высоту свыше 30 км.
Филателистических материалов, иллюстрирующих предполётную подготовку проекта «Фарсайд» мне не удалось найти за исключением картмаксимума Италии (май 1957 года), который был мной показан ранее.
Впрочем и в дальнейшем эта интересная работа, которая чуть было не завершилась запуском первого ИСЗ, оказалась бедна на филателистические материалы.
Отредактировано Leotihid (2018-02-02 15:19:11)
Поделиться3592018-02-02 15:32:22
Носитель собирался из имеющихся в распоряжении и опробованных в полете РДТТ. Первая ступень — четыре двигателя Recruit фирмы Thiokol, вторая ступень — один Recruit, третья ступень — четыре РДТТ типа ASP фирмы Grand Central Rocket (доработка ракеты Loki), четвертая ступень — один ASP. Связка длиной 7,3 м и максимальным поперечником 0,46 м крепилась в легком трубчатом станке простой конструкции, который позволял ракете стартовать вертикально — прямо сквозь оболочку аэростата. По замыслу разработчиков, короткое время работы РДТТ уменьшало гравитационные потери (по расчетам, более чем на порядок); оборотная сторона — огромные перегрузки, характерные для боевых реактивных снарядов. Первые две ступени ракеты имели аэродинамические стабилизаторы, последние две стабилизировались закруткой.
Как я уже писал, к сожалению, в филателии этот интереснейший с точки зрения истории науки эксперимент не был отражен. С другой стороны, филателисты могут и сейчас проиллюстрировать данный проект, используя марку Италии Michel № 975, посвящённой VII Международному конгрессу по астронавтике в Риме, поскольку тираж марки был огромным и использовалась она для отправки почтовой корреспонденции достаточно часто.
Один из ученых-консультантов эскиза к марке Италии Michel № 975 был уже упомянутый выше Фред Зингер.
Хроника событий по программе «Фарсайд»такова.
В июне 1957 г. первый аэростат с макетом ракеты «Фарсайд-1», стартовав из Калифорнии, совершил высотный дрейф через все Соединенные Штаты. Конверта я не нашел, хотя я почти не сомневаюсь, что такой был.
Поделиться3602018-02-02 15:44:52
25 сентября 1957 года аналогичный шар «Скайхук» взмыл уже со штатной ракетой-носителем, а не с макетом (!) с полигона испытательной базы Эниветок. Поднявшись на 20 км, он по неизвестным причинам рухнул вниз и утонул вместе с ракетой в Тихом океане.
Вторая зачетная попытка по странной иронии судьбы почти совпала с запуском Первого спутника. Но если для СССР день 4 октября 1957 г. отмечен всемирным триумфом, то американцы потерпели с «Фарсайдом» поражение: аэростат «Скайхук» и на этот раз не достиг заданной высоты. Поднявшись на 27 км, он стал медленно, но неуклонно снижаться. На высоте 21 км был послан радиосигнал в систему зажигания ракеты. Последняя, рванувшись вверх через оболочку аэростата, сбилась с курса. Сработали только первые две ступени, достигнутая высота составила ~800 км. Приборы в «носовом конусе», очевидно, вследствие высоких перегрузок, оказались неработоспособны. (По другим источникам , запуск ракеты по программе «Фарсайд» состоялся не 4-го, а 3 –го октября 1957 года)
Пятый аэростат, запущенный 16 октября (по другим данным – 19 или даже 20 октября 1957 года), почти достиг заданной высоты, но после включения ракеты сработали лишь три ступени. Опять пострадали приборы — наблюдатели на Земле принимали сигналы в течение всего 4 сек. Однако ракета достигла рекордной высоты 3220 км!!!!
Кстати, 22 октября 1957 г., когда аэростат завис на 29,4 км, и была запущена очередная ракета, то измерения показали, что достигнутая высота составила 4350 км!!! Но вновь отказал бортовой передатчик, а радиолокаторы сопровождения потеряли миниатюрный (диаметром 16,5 см и длиной 32 см) «носовой конус» ракеты…
Честно, говоря, 4000 км - это уже приличный космос. Напомню, апогей Первого спутника составил 947 км. Ключевая ошибка американцев заключалась в том, что ракета запускалась вертикально вверх. Они потом уже сообразили, что сразу надо было запускать под углом к горизонту: и космоса бы достигли и как минимум 2-3 оборота вокруг Земли сделали бы. Но в истории нет сослагательных наклонений.
Сразу скажу, что конвертов к этим запускам я не нашел. Жаль, а так был бы шикарный филматериал к доспутниковому периоду...