Советские корабли слежения за космическими объектами.
В операциях по слежению за космическими объектами принимали и принимают участие большое количество кораблей, как переоборудованных или приспособленных для этих целей, так и специально построенных.
К сожалению, на этих судах нет почтовых отделений, но благодаря энтузиастам, для них было в разное время изготовлено большое количество штампов.
есть дубликаты - 200р
Корабли слежения
Сообщений 1 страница 30 из 36
Поделиться12016-02-28 11:51:33
Поделиться22016-02-29 03:38:06
Немножко истории – по материалам интернета и переписке с участниками событий.
История кораблей космического флота начинается в 1959 году, когда с началом программы межпланетных станций обнаружилась проблема – наземные измерительные станции не покрывают необходимую “трассу” полёта над землёй, а именно – второй разгон, происходящий над Гвинейским заливом. В 1960 решили арендовать 4 судна у Министерства Морского флота и установить необходимое оборудование для получения информации (теплоходы – Краснодар, Ворошилов-Ильичевск, Долинск и танкер - Аксай). В 1960 все суда вышли в море и начали проводить тренировки. В феврале 1961 корабли отработали по программе Венера-1, а 12 апреля ,вместе с кораблями ТОГЭ-4 обеспечивали полёт Гагарина. ТОГЭ – подразделение кораблей измерительного комплекса, созданное для обеспечения пусков МБР в Тихом океане – в 1961 состоявшее из 4 судов, переборудованных их из новых польских рудовозов - (Сибирь, Сахалин, Сучан-Спасск и Чукотка).
В 1960х ТОГЭ получает 2 партии новых кораблей - на основе КИК Чумикан и Чажма формируется ТОГЭ-5 (к ним присоединяется КИК Чукотка), а ТОГЭ-4 в 1966/67 получает КИКи Ристна и Бежица.
В 1967 к космической флотилии прибывает пополнение из 5 судов во главе с Командно Измерительным Комплексом (КИК) НИС Космонавт Владимир Комаров, теплоходы - Боровичи, Невель, Моржовец, Когостров. В 1970, на воду спущен НИС Академик Сергей Королёв, а в 1971 – самый большой и мощный, НИС Космонавт Юрий Гагарин. Самым известным моментом работы НИСов Гагарина, Королёва и Комарова стал полёт Союз-Аполлон (надо сказать, что в этом проекте участвовало около 20 судов – научных, военных и гражданских).
В конце 70х флот получает сразу 3 корабля – Космонавт Георгий Добровольский, Космонавт Виктор Пацаев и Космонавт Владислав Волков.
Надо сказать что помимо чисто “научных” судов, в обеспечении космической программы активно принимали участие корабли измерительной эскадры ОГЭ (бывшие ТОГЭ-4/5), корабли поисково-спасательных служб флотов, а также военные и гражданские суда. Помимо задачь сопровождения и обработке информации, нужно отметить два проекта непосредственной работы по приводнению космических аппарaтов – программа Зонд (лунная программа) и программа БОР (Буран).
В 1984 ВМФ получил новейший корабль проекта 1914, КИК Маршал Неделин, а в 1990 – Маршал Крылов. Неделин был выведен из состава флота в 1998 и сдан на металлолом, КИК Маршал Крылов с 2014 находится на капремонте во Владивостоке. Самый громкий проект с участием новых кораблей – Ресурс 500 и визит КИК Маршал Крылов в Сиэттл в 1992.
НИС Космонавт Виктор Пацев, до недавнего времени (лето 2015) работал как стационарный пункт космической связи в Калининграде и являлся одновременно музеем. Стараниями общественности, судно осталось в статусе музея, несмотря на попытки Роскосмоса слить его на металлолом.
Поделиться32016-02-29 13:54:07
Хорошо, что открыта данная тема. Даже странно, что это не было сделано ранее. Видимо, из-за малого количества материала для её наполняемости.
Но вот показанный сергеем2011 конверт ...
Возможно, я ошибаюсь (если так – поправьте меня), но конверт представляется практически мусорным.
Ведущей для материала является марка. «25-летие космического телевидения» – при чём здесь т/х Невель? Даже в качестве лесовоза типа "Вытегралес" он был построен значительно позже (аж в 1966) и к телевизионной связи с "Луной-3" никак не причастен. Если даже марку трактовать шире, как "космическое телевидение" вообще, то темой конверта будет "связь", а не флот НИС, т. к. именно марка – ведущая.
Уместнее была бы марка «С. П. Королёв», как инициатора создания флота.
Штемпель – обычный "календарь" почтамта. Он раскрывает что – порт приписки? Этого достаточно?
Дата на штемпеле по жёстким нормам экспоната также не является определяющей, но подойдём к дате более либерально – что мы видим? 30-ти летие запуска первого ИСЗ? При чём здесь КИК/НИС? Есть другие версии?
Далее, собственно ХМК. День космонавтики и флот НИС, конечно, связаны. Но, тогда дата гашения обязательно должна была бы быть 12 апреля. И марка снова "не у дел".
Печать «т/х Невель» на этом фоне выглядит, как элемент, печально довершающий "полный винегрет", полную разноголосицу элементов.
И, наконец, главное. Питерское (ленинградское) гашение "календарём" (с печатью судна) датировано 04.10.1987. Но с 02.09.1987 по 11.03.1988 НИС «Невель» находилось в своей 22-й предпоследней экспедиции. В Питере отсутствовало.
На этом фоне следы попыток подчистить ластиком карандашную разметку для размещения оттисков – сущая ерунда.
В "сухом остатке" пустота.
Поделиться52016-02-29 15:57:54
В "сухом остатке" пустота.
я не спец в теме и в филателии, но ИМХО - все "корабельные" конверты с теми или иными корабельными штемпелями, оттисками, гашениями - чистая сувенирка, о чем было сказано Сергеем выше. Чисто филателистического материала (марки, конверты и спецгашения) немного, но коллекционеры решили и этот вопрос – они стали ставить корабельные штампы и печати на конверты – тематические и не только. В итоге получали некий предмет в коллекцию “по теме и со значением”. По мне - основное в этом предмете - штамп корабля, всё остальное довески, есть сувениры более правильные, есть менее - но всё это "на вкус и цвет", потому как никакой почтовой функции штампы кораблей не несли (в отличие от тех же американцев, где на некоторых кораблях слежения были свои почтовые ящики). Я не знаю, что говорит ФИП на это, но на западе корабельные конверты вполне служат частью астрофилателии, их любят, коллекционируют и издают каталоги.
по поводу материала - у меня есть немного, покажу. наверняка ктото еще поделится. пару сканов выпросил у западных коллег (того чего у меня нет и хотел бы показать), немного инфы есть с форумов ветеранов Космического флота и ТОГЭ.
Если будет желание, можно расширить тему кораблями слежения других стран, а также кораблями обеспечения космических полётов - например ПСК приводнения, сборники ускорителей и т.д.
Поделиться62016-02-29 17:35:42
Три года назад делал серию карточек по кораблям слежения, участвовавшим в сопровождении полета Гагарина:
Серию из карточек с кораблями ТОГЭ-4 отправлял и на ТОФ, капитану последнего из действовавших кораблей слежения "Маршал Крылов" (председателю местного отделения ветеранов КИК ТОФ им. Максюты), причем с рекомендацией от председателя центрального совета ветеранов КИК ТОФ им. Максюты. Но ни ответа, ни карточек обратно не получил.
Отредактировано Alex-Vad (2016-02-29 17:51:15)
Поделиться72016-02-29 18:09:51
Три года назад делал серию карточек по кораблям слежения, участвовавшим в сопровождении полета Гагарина
Хорошие карточки. Такие можно было бы использовать под штемпель на 55 лет полёта.
Поделиться82016-02-29 18:16:04
Хорошие карточки. Такие можно было бы использовать под штемпель на 55 лет полёта.
Только штемпеля дождаться маловато шансов. Извиняюсь за оффтоп
Поделиться142016-03-01 21:17:47
Визит КИК Маршал Крылов в Сиэттл в 1992 в рамках работы по проекту Ресурс-500. Задача корабля - прибыть в расчетную точку приводнения, поднять капсулу и доставить в Сиэттл. На борту корабля находился фоторепортер Mark Hammergren, его фото публиковались в СМИ и одно из них попало на конверты.
Были изготовлены “общественные” печати КИК Маршал Крылов для сувенирного гашения конвертов находящихся на борту космического аппарата, а также все желающие, посещавшие корабль в дни визита могли поставить штемпель на свой конверт.
Известны как минимум три каше в честь визита КИК Маршал Крылов в Сиэттл (к сожалению не мои).
из коллеции Антони Риго (Antoni Rigo)
из коллекции Росса Смита (Ross Smith)
из коллекции Александра Лёвушкина, ветерана ТОГЭ
К 50ти летию ТОГЭ были изготовлены конверты с изображением КИК Маршал Крылов
Поделиться152016-03-02 00:23:53
Уважаемый fimych!
Признаю – был абсолютно неправ! Благодаря Вам наполняемость темы "на высоте"!
Так держать!Подпись автора
С УВАЖЕНИЕМ!
Ну почему же "неправ"!
Вы действительно правы в своем комментарии - для хорошего экспоната показанный мной и другими коллегами конверты мало пригодны, но для коллекции - кому -то нравится поп, ...
Я в своих завалах нашел приличную пачку таких конвертов /разных судов/и решил показать!
Я, честно признаюсь, сам не ожидал такого обилия откликов!
С уважением!
Поделиться162016-03-02 03:21:51
В 1991 в Ленинграде проходила выставка - Морфил-91, спонсором которой был Балтийский завод, которому отмечали 135 лет. На Балтийском заводе были построены НИС Космонавт Владимир Комаров и НИС Космонавт Юрий Гагарин, а также суда "малой" космической флотилии. К выставке были выпущены памятные конверты, украшенные помимо выставочными штемпелями, еще всякими-разными, в том числе и по теме космического флота.
на конверте изображен первый корабль большой космической флотилии - Космонавт Владимир Комаров и официальный штемпель выставки, посвященный 20ти летию корабля Космонавт Юрий Гагарин (1971). Штамп Космонавт Виктор Пацаев - к Балтийскому заводу отношения не имеющий.
интересный штамп - Космонавт Георгий Добровольский, но сам корабль не имеел отношение к Балтийскому заводу.
Отредактировано fimych (2016-03-02 03:53:28)
Поделиться172016-03-02 03:46:51
НИС Космонавт Владимир Комаров
конверт с подписью капитана Кононова Вениамина Александровича (1973-1989)
ведомственная печать на официальном конверте Черноморского Морского Параходства (ЧМП)
конверт с народным творчеством - некоторые ветераны называли их "туристическими" штампиками - сделанными корабельными умельцами на английском языке.
К сожалению сканнер подводит ... в живую конверты выглядят намного лучше
Интересный конверт из коллекции Алека Бартоса (Alec Bartos) с печатью Экос-Конверсия.
в 1989 НИС КВМ (Космонавт Владимир Комаров) было выведено из состава флота, в 1991 был выкуплен у ЧМП за 1.5 млн. рублей фирмой "Экос-Конверсия" и сменил приписку на Санкт-Петербург. В 1992 использовался в качестве сухогруза а в 1994 был продан на металлолом.
Отредактировано fimych (2016-03-03 22:45:48)
Поделиться182016-03-02 22:58:00
вот не знаю - нужно ли ставить сюда это или нет, но во всяком случае для себя отметил ...
иногда люди не сильно сведующие в тонкостях флотских названий путают одни корабли с другими. особенно это происходит с иностранными коллекционерами. общаясь на форумах заметил, что есть 2 корабля, которых ошибочно принимают за корабли космического флота. Помимо названий, еще и штемпеля вполне в тему.
Рыболовный траулер проекта 569 - Космонавт Гагарин (не путать с НИС Космонавт Юрий Гагарин). Траулер принадлежал СевРыбХолодФлоту (СРХФ) с припиской в Мурманске. Кроме названия и привлекательного конверта, с космосом его ничего не связывало. На фото один из кораблей этого проекта.
Другой корабль к космосу был намного ближе - НИС Академик Королёв (не путать с НИС Академик Сергей Королёв). Научное судно АН СССР принадлежащее дальневосточному гидрометеорологическому институту. НИС Академик Королёв осуществляло пуски метео-ракет М-100, в частности по программе Советско-Американского сотрудничества в космосе в 1977-78 на полигоне у острова Уаллопс. Ракеты М-100 использовались в том числе для зондирования атмосферы в целях приземления спускаемых аппаратов и для отработки спускаемых систем межпланетных станций - Марс и Венера.
туристический теплоход Речфлота Космонавт Гагарин обычно ни с чем не путают
Поделиться192016-03-02 23:19:33
туристический теплоход Речфлота Космонавт Гагарин обычно ни с чем не путают
А зря. Ведь с именем "Гагарин" было немало и гражданских судов. Кроме НИС «Космонавт Юрий Гагарин» и среднего рыболовного траулера «Юрий Гагарин» были: теплоход "Юрий Гагарин" - Черноморское пароходство; теплоход «Космонавт Гагарин» 588 проект, трехпалубный (бывший «Кавказ») - Волжское пароходство, Нижний Новгород; теплоход «Герой Ю. Гагарин», 646 проект, двухпалубный - частный, переименован в «Господин Великий Новгород»; теплоход «Герой Юрий Гагарин», 305 проект, двухпалубный - Бельское речное пароходство, Уфа (бывший «Днестр»); теплоход «Космонавт Гагарин», 305 проект, двухпалубный - Западно-Сибирское пароходство, Новосибирск; СПК Ракета «Юрий Гагарин» - Киевский СРЗ
Поделиться202016-03-03 01:01:15
наверное с этими судами не связаны конверты и штемпеля по космосу, поэтому большинство коллекционеров о них и не подозревает....
Поделиться212016-03-03 01:36:56
НИС Космонавт Юрий Гагарин
конверт прошедший почту со штампом научной экспедиции АН СССР. Формальных печатей/штампов было 3 - ведомственная, научная и канцелярская. Остальные - народное творчество.
"Туристический" штамп НИС Космонавт Юрий Гагарин
по воспоминаниям ветеранов - один из членов команды вырезал сувенирные печати, их ставили на памятные конверты.
в теме Ю.А. Гагарин был выставлен подобный конверт
буду признателен если у когото окажется дубль такого конверта на продажу
Отредактировано fimych (2016-03-03 22:49:48)
Поделиться222016-03-03 04:18:04
Издательство ГеоГраф выпустило серию конвертов Космический флот БМП приуроченных к 50 летию космических достижений. Правда кроме Долинска, другие корабли не имели отношение к событиям на конвертах, Невель, Моржовец и Кегостров были введены в состав космической флотилии в 1967.
Отредактировано fimych (2016-03-03 04:21:35)
Поделиться232016-03-03 22:53:47
немного отредактировал свои посты - добавил фото кораблей и упорядочил конверты (правда создав несколько дублей), помоему так красивее и нагляднее. Ежели кому не понравится - сорри
в принципе мой материал на исходе - к сожалению маловато, но будем искать
Поделиться242016-03-04 06:13:29
Помимо гражданских судов, в космической программе принимали участия и корабли ВМФ. Письма посылались либо через почту ВМФ, либо через почтовые отделения. Корабли были войсковыми частями и имели соответствующие печати.
ТОГЭ-4 - войсковая часть 10573
ТОГЭ-5, ОГЭ-5, 35 брКИК - войсковая часть 60111
1. «Сибирь» - войсковая часть 30829;
2. «Сучан» - в 1973 году переименован в "Спасск", войсковая часть 20326;
3. «Сахалин» - войсковая часть 53189;
4. «Чукотка» - проект 1129, затем 1129Б, войсковая часть 40170;
5. «Чажма» - войсковая часть 36083;
6. «Чумикан» - войсковая часть 42864;
7. «Маршал Неделин» - войсковая часть 20252;
8. «Маршал Крылов» - войсковая часть 40754;
КИК Чумикан
Печать КИК Сибирь
Печать КИК Чажма
Печать КИК Чукотка
Отредактировано fimych (2016-03-04 06:16:36)
Поделиться252016-03-10 19:16:58
интуристов будем выставлять?
Поделиться262016-03-13 17:36:50
молчание – знак согласия. продолжу ...
начну с корабля слежения ВМФ США – USNS Vanguard. У американцев не было и нет, чисто “научного космического” флота, и все корабли принимавшие участие в обеспечении космических полетов, так называемые – “двойного назначения” и принадлежали ВМФ. USNS Vanguard – бывший гражданский танкер SS Mission San Fednando, издания 1943, позже переделаный под транспорт, а затем, после тотальной модернизации для работы по программе Аполлон, в 1965 образовался как Авангард. Свою известность и любовь заработал во время работы по программам Skylab и ЭПАС – в качестве плавучей станции слежения. Был бы он обычным КИКом флота США, если бы не революция на Мадагаскаре в начале 1975, в результате которой НАСА, не договорившись с повстанцами, потеряло станцию слежения в Тананариве. Часть функций взял на себя спутник ATS-6 , а часть свалилась на Авангард и самолёты ARIA. По какойто причине корабль нажил аж 5! собственных каше Союз-Аполлон, в добавок к любительским. Детали мне не известны, но по информации с западных источников, каше однозначно корабельные – видимо затесался в ряды флотских брат-филателист. На вспомогательных кораблях ВМФ почтовых ящиков не водилось и поэтому вся почта отправлялась через армейскую/флотскую почту (APO/FPO)
Корабельные каше USNS Vanguard ЭПАС. На некоторых штампы Военно-Транспортного Командования ВМФ (Military Sealift Command), в составе которого Авангард существовал.
Вот письмо капитана корабля, Андерсона – ответ на запрос одного из филателистов, о том что на корабле нет своего почтового ящика и все письма проходят через военную почту APO/FPO.
Конверт предназначавшийся для USS New Orleans (PRS), по какойто причине попал не туда и получил соответствующие штампы.
Конверты USNS Vanguard с штемпелями Куния, Гонолулу и мыс Канаверал – все каше творчество Боба Боудвина.
Поделиться282016-03-15 02:03:27
Добавлю кораблей слежения. К полёту Apollo 11.
Евгений, хочу попривествовать с почином на форуме - первым постом!
теперь о теме - показанные конверты не имеют отношения к кораблям слежения - это корабли поисково-спасательных сил ВМФ. В недрах форума есть тема Аполлон-ХI и вроде бы они неплохо будут смотреться там, но.. .. ИМХО - выставление материалов из интернета (или других источников) уместно если это идет в дополнение к собственным или к уже начатой дискуссии, по мере необходимости. На мой взгляд, будет намного интереснее, если покажите и расскажите о своих добычах. тем более что тема Аполлонов давно уснула (ну кроме ЭПАСа).
Материалов по советским КИК/НИС оказалось гораздо больше, чем мне казалось изначально
вот хотелось бы верить - но увы, материала по советским кораблям намного меньше чем желалось бы. ведь корабельные штампы - как основной атрибут тематики, не менялись в отличие от спец-гашений. Хотя Алек Барос даже книгу издал по корабельным конвертам. А мне, честно, всё равно в какой теме делать посты - если они хоть комуто интересны, да и мне самому нравится.
Поделиться292016-03-15 10:32:25
... корабельные штампы - как основной атрибут тематики, не менялись в отличие от спец-гашений. Хотя Алек Барос даже книгу издал по корабельным конвертам. А мне, честно, всё равно в какой теме делать посты - если они хоть комуто интересны, да и мне самому нравится.
Спасибо за инф. про книгу – надо посмотреть.
А выложенная Вами подборка, конечно, интересна!
Поделиться302016-03-15 14:22:17
в принципе вот она. я её не читал, у меня есть одна глава из неё, Алек прислал мне по одной из тем, которую мы обсуждали.
если хотите углубиться в тему, есть неплохие инет ресурсы
по флоту НИС
http://ski-omer.ru/
по ТОГЭ (ВМФ)
http://www.toge.ru/