астрофилателия

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Салют-5

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Орбитальная космическая станция «Салют-5» (ОПС-3 или № 103, изделие 11Ф71) по программе военных орбитальных пилотируемых станций СССР «Алмаз» массой 19 т. была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон» 22 июня1976 года. «Салют-5», как и «Салют-2», и «Салют-3», — орбитальные станции военного назначения (КБ Челомея), разрабатывались по программе «Алмаз» для фототелевизионного наблюдения за поверхностью Земли. В советских средствах массовой информации описания устройства этих станций никогда не было. Если необходимо было проиллюстрировать работу советских космонавтов на «Салют-3» или «Салют-5» — изображали орбитальные станции «Салют-1» или «Салют-4».
http://sf.uploads.ru/t/ZQnGW.jpg

0

2

«Союз-21» — пилотируемый космический корабль серии «Союз». Запуск - 6 июля 1976. Посадка - 24 августа 1976. Экипаж: командир — Борис Валентинович Волынов (2-й космический полёт), бортинженер — Виталий Михайлович Жолобов (1-й космический полёт). Совершил стыковку с военной орбитальной станцией «Салют-5». Полёт продолжался 49 суток вместо запланированых 60-ти. На 42-е сутки полёта возникла аварийная ситуация с нарушением функционирования основных систем станции. Авария и крайнее напряжение при ликвидации её последствий сильно сказались на здоровье и работоспособности экипажа. На 49е сутки миссия была прервана из-за плохого состояния В. М. Жолобова. Полет проводился в рамках секретной программы «Алмаз», поэтому эксперименты, в основном, носили военный характер. Был проведён комплекс научных экспериментов, в том числе впервые использовалась установка «Кристалл», для выращивания кристаллов. Также выполнена серия инженерных экспериментов по перекачке топлива, имеющих важное значение для будущей эксплуатации грузовых кораблей «Прогресс». Из биологических экспериментов, космонавты проводили наблюдения за рыбами.
http://s7.uploads.ru/t/81cpi.jpg

Отредактировано Reader (2016-10-18 16:48:34)

0

3

Достаточно драматичная история.
Простите, будет много букв.
Союз- 23 должен был осуществить  вторую экспедицию на орбитальную станцию «Салют-5».
Однако при сближении с орбитальной станцией (16.10.1976.) отказала система автоматической стыковки «Игла». Выполнение ручного причаливания было возможно с 1200 метров по сигнальным огням. Корабль находился на расстоянии более двух километров. Выполнить стыковку не удалось. Когда стало понятно, что топливо (рабочее тело двигателей) израсходовано на манёвры, было принято решение возвращать корабль на Землю. Производить посадку необходимо было в короткий срок — прошло уже двое суток полёта, а регенерационные патроны системы жизнеобеспечения космического корабля имели ресурс трое суток. Имелся резервный вариант — производить посадку ночью. Посадку предполагалось провести в ночное время на третьи сутки в районе города Аркалык. Когда из ЦУПа пришло сообщение, что над южной Африкой включена тормозная двигательная установка и корабль пошёл на спуск, вертолёты со спасателями вылетели в предполагаемый район посадки.
Однако на этом сложности не закончились. Корабль произвёл посадку с перелётом от расчетной точки на 121 километр в озеро Тенгиз 16.10.1976. Это было первое (и единственное на сегодняшний день) приводнение советского (российского) пилотируемого космического корабля. Посадка произошла глубокой ночью в снежном буране на озеро Тенгиз в 2 км от берега при температуре −20 °C. Выходной люк оказался в воде, космонавты находились в спускаемом аппарате около 12 часов. Успешно эвакуировать аппарат вместе с экипажем удалось лишь с помощью вертолёта. Необходимо было спуститься к аппарату, чтобы оценить возможность эвакуации. Но на борту вертолёта не оказалось плавательных средств. Надувные лодки забыли в Аркалыке. Вертолёт попытался зависнуть в темноте над вспышками сигнальных огней СА. В условиях снежной метели это ему не удалось. Инструктор Иосиф Викторович Давыдов, одетый в гидрокостюм, находился на обрезе двери вертолёта в подъёмном устройстве-кресле, прикреплённом к лебёдке, готовый спуститься к спускаемому аппарату (СА), но выполнить зависание и спуск к СА не удалось. Заканчивалось топливо, вертолёт был вынужден приземлиться на берегу. Выработав горючее, другие вертолёты также садились неподалеку. На одном из этих вертолётов оказались лодки и гидрокостюмы. Спасатели с тремя лодками спустились к озеру. На одной из них был командир вертолёта Николай Чернавский, которому вскоре ночью удалось добраться до спускаемого аппарата. Остальные две лодки застряли в ледяных заторах. Попавшая в отверстия барометрического блока СА вода привела в действие запасную парашютную систему. Вывалившийся запасной парашют резко увеличил крен СА, что в свою очередь привело к тому, что отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой. Прекратилась подача забортного воздуха. Через два часа после отстрела запасного парашюта у экипажа появились первые признаки кислородного голодания, которые переходили в удушье от накапливающегося углекислого газа. Командир корабля Вячеслав Зудов сообщил, что экипаж переоделся в гидрокостюмы и готов покинуть СА. Но это было невозможно, так как при открытии люка, находящегося на две трети в воде, в аппарат хлынул бы поток воды, который космонавты не смогли бы преодолеть. Утром снежные заряды прекратились, температура снизилась до −22°C. Рождественский доложил, что от удушья потерял сознание Зудов. В это время прибыл вертолёт из Караганды. Пилотировал его один из опытнейших вертолётчиков-спасателей подполковник Николай Кондратьев — начальник Карагандинского спасательного комплекса. С его вертолёта был произведён осмотр СА сверху. Его положение на воде исключало эвакуацию космонавтов на борт вертолёта. С борта вертолёта опустили толстый капроновый фал, спасатель-водолаз закрепил его за трос стренги парашютной системы. Выход был только один: срочно буксировать спускаемый аппарат вместе с экипажем на берег. Но такая буксировка была запрещена инструкциями по эвакуации экипажей космических кораблей вертолётами. Незадолго до этого в Феодосии проводились испытания по буксировке спускаемого аппарата с экипажем на борту вертолётами и катерами, но рекомендации по результатам испытаний ещё не были внесены в действующие инструкции спасателей. Времени на согласования с руководством полёта не было. Давыдов предложил Кондратьеву начать буксировку. Кондратьев перевел вертолёт из режима висения в режим медленного движения вперёд со скоростью 7 км/ч. Буксировка едва не закончилась катастрофой из-за того, что вывалившийся запасной парашют внезапно наполнило ветром. Только мастерство пилота спасло экипаж и космонавтов от гибели. На берегу озера группа спасателей помогла космонавтам выбраться из СА. Позже они были эвакуированы с места посадки. Николай Чернявский, добравшийся на надувной лодке до СА и находившийся там несколько часов, чуть было не попал под суд за оставление вертолёта, только вмешательство космонавтов, высоко оценивших его моральную поддержку, спасло его. Кроме того, вследствие обморожения он потерял два пальца. По результатам расследования данного происшествия в ЦПК была создана новая служба — самостоятельное отделение испытаний средств аварийного спасения (САС), приземления, поиска, эвакуации и подготовки космонавтов к действиям после вынужденной посадки в экстремальных условиях различных климатогеографических зон.
http://s9.uploads.ru/t/jRC5t.jpg

0

4

Один из тех космонавтов, которые работали на орбитальной станции "Салют-5", Виталий Жолобов
http://sd.uploads.ru/t/bC7aK.jpg

0

5

Летчик-космонавт В.И.Рождественский
http://sh.uploads.ru/t/8JlWv.jpg
Союз-23

0

6

Летчик-космонавт Ю.Н.Глазков. С 7 по 25 февраля 1977 года в качестве бортинженера КК «Союз-24» и 2-й основной экспедиции (ЭО-2) ОПС-103 «Салют-5», вместе с Виктором Горбатко. Позывной: «Терек-2».
http://s6.uploads.ru/t/1CNva.jpg

0

7

Вячеслав Дмитриевич Зудов
В 1965 году успешно прошел медицинскую комиссию в ЦВНИАГ и 20 октября 1965 года его кандидатура была одобрена на заседании Мандатной комиссии. На итоговом заседании Мандатной комисии 23 октября 1965 года был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов. Приказом Главкома ВВС №942 от 28 октября 1965 года назначен на должность слушателя-космонавта 1 отряда ЦПК ВВС.
С ноября 1965 по декабрь 1967 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП).
С 1968 по сентябрь 1972 года проходил подготовку в группах по программам 7К-ВИ и «Алмаз». Участвовал в управлении полетами в качестве оператора связи во время полётов корабле «Союз-1», «Союз-3», «Союз-6» - «Союз-8». Находясь в командировке в Евпаторийском наземном измерительном комплексе во время работы с электрооборудованием из-за замыкания электрической цепи пережил клиническую смерть.
Готовился к испытательному автономному полету на ВА в качестве командира условного экипажа, вместе с Юрием Глазковым и Михаилом Лисуном.
С 11 сентября 1972 по февраль 1973 года проходил подготовку к полету на ОПС 101 («Салют-2») в качестве командира 4-го (резервного) экипажа, вместе с Валерием Рождественским. Полеты на ОПС «Салют-2» были отменены из-за разгерметизации станции на орбите в апреле 1973 года.
C 13 августа 1973 по июнь 1974 года проходил подготовку к полету на ОПС 101-2 («Салют-3») в качестве командира 4-го (резервного) экипажа, вместе с Валерием Рождественским.
С июля по август 1974 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа КК «Союз-15», по программе полета 2-й экспедиции на ОПС-101-2 («Салют-3»), вместе с Валерием Рождественским. Во время страта КК «Союз-15» 26 августа 1974 года был дублером командира корабля.
На марке - разработчик орбитальной станции "Салют-5" - В.Н.Челомей
С января 1975 по июнь 1976 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа по программе полета 1-й экспедиции на ОПС-103 «Алмаз» («Салют-5), вместе с Валерием Рождественским. Во время страта КК «Союз-21» 6 июля 1976 года был дублером командира корабля.
С июля по октябрь 1976 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе полёта 2-й экспедиции на ОПС-103 («Салют-5»), вместе с Валерием Рождественским.
С 14 по 16 октября 1976 года в качестве командира КК «Союз-23», вместе с В.Рождественским.
Позывной: «Родон-1».Длительность полета составила 2 суток 00 часов 06 минут 35 секунд.
http://s4.uploads.ru/t/VTdSf.jpg
На марке - разработчик орбитальной станции "Салют-5" - В.Н.Челомей

Отредактировано Reader (2017-08-14 17:02:17)

0